Логопедический массаж при дизартрии: зондовый, точечный и расслабляющий логомассаж, приемы, последовательность и программы массажа при дизартрии в Москве

Какие существуют методики, приемы и инструменты для логопедического массажа?

Далеко не всем детям с проблемами с речью нужен специальный массаж. В первую очередь он необходим тем, у кого есть проблемы с тонусом мышц. Ребенку тяжело произносить звуки, у него повышенное слюноотделение или парез – все это требует проведения массажа.

Ринолалия возникает при таких врожденных дефектах, как расщелины губы, десны и неба. Из-за этого происходит искажение звуков. После операции массаж позволяет предупредить появление рубцов.

При заикании нередко возникают судороги, которые сводят мышцы и не дают им работать в полном объеме. Поэтому Дьякова разработала целый комплекс воздействий, которые помогают преодолеть проблему.

В логопедии выделяют разные нарушения голоса – это афония (невозможность говорить звучно, только шепотом) и дисфония (сипение, гнусавость и т. п.). Параличи и парезы поражают мышцы гортани. Для избавления от них используют специальные методики.

После инсульта, травм головы, тяжелых инфекционных болезней часто происходит распад речи – афазия. При ней часто наблюдаются проблемы с воспроизведением мелких движений. Поэтому подобное воздействие помогает снизить их проявление.

Особенность логопедического массажа заключается в том, что он затрагивает только лицо. Он может проводиться только руками или с использованием специальных инструментов – зондов.

Периодичность сеансов и их длительность подбирают под конкретного ребенка. Основные виды воздействия – это растирание, разминание, поглаживание. Они не должны причинять серьезную боль.

Логопедический массаж состоит из целого комплекса методик и приемов. Существует три комплекса, целенаправленных в зону симптомов патологических.

  • Первый сборник упражнений происходит при высоком тонусе
  • Второй — при дистонии, атаксии и появившихся гиперкинезах
  • И последний комплекс предполагает массаж при низком тонусе

Пример массажа предполагает:

  • нормирование тонуса мышечной массы в органах артикуляции
  • нормализацию моторного аппарата
  • налаживание рефлексов точности, ритма, переключения

Профессиональный массажист в ходе проводимых приемов должен определить:

  • последовательность работы со звуками; отработать и довести до автоматики основные артикуляционные уклады звуков, которые нуждаются в корректировке
  • развить слух фонематики
  • отработать слова сложной звука — слоговой структурированности

Основная логопедическая программа спланирована так:

  • На обычных упражнениях с детками изучается материал, который направлен на преодоление недоразвитости речевого рефлекса
  • На занятиях индивидуального характера происходит коррекционные действия произносительной стороны речи, проходит устранение дизартрии
  • Лечебный процесс проходит в некоторые определенные этапы. На первоначальном этапе предусмотрена нормализация мышечного тонуса. Здесь логопед проводит массаж, и планирует занятия ведущие к нормализации моторики артикуляционного аппарата
  • Вводит специализированные упражнения для укрепления голоса и дыхания. Основополагающим элементом всех занятий с логопедом является развитие мелкой моторики

Основным видом специализированного массажа выступает массаж на языке.

  • Здесь вступает в дело собрание действий физических, которые определены на выздоровление участков тела ребенка, которые поражены
  • Длительность процедуры не меньше шести минут и не больше двадцати на последних занятиях сеанса
  • Противопоказаниями к такому массажу выступают: рвотные позывы, заболевание зубной полости, заболевания вирусно — инфекционной группы

Фото : инструменты для применения в логопедическом массаже

  • Точечный – действует в активных биологических точках. Проходит в зоне волосяного покрова
  • Классика — массаж практики поглаживаний, вибрационных действий
  • Сегментарно — рефлекторный: сегментируются приемы классического приема в определенных зонах. Выполняются упражнения в воротниковой зоне, в шейном отделе лица
  • Массаж зондовый. Выполняется за счет использования инструмента — зонда

Фото : сеанс у логопеда

Фото : на приеме у массажистаРазвитие каждого ребенка проходит по—разному. Один малыш без особых проблем начинает говорить, другой сталкивается с затруднениями при произношении звуков и слов. Некоторые дети вообще отказываются разговаривать и молчат до определенного возраста.

  • Причиной такого детского поведения выступают разнообразные физические отклонения, проблемы психологические, послеродовые травмы и послеродовые заболевания
  • Такая ситуация должна исследоваться специалистами, так как проблема нарушения речи не исчезнет просто. Пройдите консультацию с врачом—логопедом, определитесь с наиболее эффективным комплексом лечения
  • Сегодня самым действенным способом вылечивания выступает массаж от логопеда. Такое средство лечения в приоритете при заикании, дизартрии и дефективных сложностях

Логопедический массаж языка при дизартрии, выполняемый при помощи зондов, является уникальным методом коррекции нарушений речи, который способствует:

  • Нормализации мышечного тонуса;
  • Улучшению состояния голоса;
  • Постановке правильного произношения звуков;
  • Улучшению эмоционального и психологического состояния;
  • Нормализации речевого дыхания.

Зондовый массаж при дизартрии языка проводят по методике Е.Новиковой. Перед началом массажа выполняют гимнастические упражнения для языка:

  1. «Качели». Высунутый язык двигается от одного уголка рта к другому. Рот при этом открыт;
  2. «Дутьё». Пациент складывает губы в улыбку, язык укладывает на нижние губы и с усилием дует;
  3. «Лошадка». Необходимо «цокать» языком, обращая внимание на то, чтобы нижняя челюсть не двигалась.

Массаж языка проводится в положении лёжа, при максимальном расслаблении пациента. Массажист при помощи салфетки одной рукой удерживает язык в вытянутом положении. Массирующие упражнения выполняет от кончика языка к корню. Вначале массирует боковые части, затем середину, и, как можно ближе, к корню, насколько позволяет рвотный рефлекс. Каждый приём (прокалывание, катание, надавливание) выполняется с помощью специальных зондов. Их можно заменить маленькой ложкой, зубной щёткой.

Зондовый массаж языка не выполняют при повышенном рвотном рефлексе. Иногда при проведении массажа возникает мышечный спазм. Он вызывает боль. Для снятия болевого синдрома следует заварить чёрный чай с крапивой в пропорции 1:2. Одну чайную ложку смеси заваривают стаканом кипятка и настаивают. Пациенту дают подержать тёплый настой во рту до снятия спазмов, затем предлагают выплюнуть.

Длительность курса зондового массажа языка варьирует от 10 до 320 дней. Через 1,5-2 месяца его нужно повторить. При желании родственники могут научиться делать массаж языка дома самостоятельно. Пациент может проводить самомассаж языка при дизартрии. Первые сеансы должны проходить под наблюдением логопеда.

Логопедический массаж — это специальные приемы воздействия на участки тела, так или иначе связанные с речевой деятельностью.

Эта процедура изменяет состояние мышечной ткани, нервных волокон, кровеносных сосудов, кожного покрова, таким образом решая задачи, для которых, собственно, и проводится.

Польза логомассажа

Благодаря выполнению логопедического массажа в организме происходит ряд изменений:

  • нормализация гипо- или гипертонуса мышц в мимической и артикуляционной мускулатуре;
  • уменьшение патологических непроизвольных мышечных движений;
  • активизация и увеличение силы сократительной способности мышц аппарата речи;
  • улучшение качеств артикуляции, в том числе четкости, объема, скорости;
  • восприятие движений речеобразующих органов.

И что в итоге? А в итоге массаж речевых зон лица приносит следующую пользу:

  • благотворно влияет на нервную систему и общее состояние организма;
  • стимулирует лимфо- и кровообращение, регулирует тканевые процессы обмена, способствует насыщению крови кислородом и улучшению клеточного питания;
  • увеличивает эластичность мышц и силу их сокращений, помогает их восстановлению после нагрузок, повышает работоспособность;
  • снижает тонус при спазмах и поднимает его при слабости органов артикуляции, задействует малоподвижные мышечные участки;
  • формирует координацию движений органов речи, стимулирует их восприятие;
  • увеличивает объем и диапазон движений;
  • укрепляет мышцы и готовит артикуляционный аппарат к максимально быстрой постановке звуков.

Именно благодаря такому спектру действия этот метод активно применяется при дизартрии, дислалии, алалии, афазии, ринолалии, заикании, дефектах голоса, задержке речевого развития, а также во всех случаях, когда нарушен мышечный тонус аппарата речи.

Противопоказания тоже есть. Это общие инфекционные заболевания, болезни кожи, слизистой оболочки глаз, полости рта, увеличение лимфоузлов, а также негативная эмоциональная реакция ребенка на проведение процедуры.

А теперь коснемся технической стороны этого метода.

В современной логопедии используются различные технологии логопедического массажа:

  1. Классический, когда руками с помощью специальных приемов участки тела гладят, растирают, разминают, а также создают вибрацию.
  2. Точечный, при котором стимулируют или расслабляют биологически активные точки, его проведение требует специальных знаний и навыков.
  3. Аппаратный, который делают с использованием специальных приборов.
  4. Самомассаж, при котором массируют лицо руками или покусывают язык зубами.
  5. Зондовый логопедический массаж, когда с помощью зондов активизируют деятельность отдельных участков органов артикуляции.

Логопедический массаж при дизартрии: зондовый, точечный и расслабляющий логомассаж, приемы, последовательность и программы массажа при дизартрии в Москве

Сила и длительность воздействия определяет, будет это расслабляющий или активизирующий массаж. Легкое нажатие и скользящее поглаживание снижают возбудимость. И наоборот, глубокие и энергичные прикосновения дают тонизирующий эффект.

Инструментами для логопедического массажа языка могут быть зонды, ложки, зубная щетка, деревянный или пластмассовый шпатель.

Его не проводят дистанционно, потому что этот метод предполагает непосредственное механическое воздействие на тело человека.

Логопедический массаж ребенку можно делать как в клинике, так и дома, и это даже предпочтительнее, потому что домашняя обстановка и близкое окружение исключают беспокойство и волнение для малыша.

Настроение — главный помощник логомассажа

Выполняйте манипуляции последовательно, двигаясь сверху вниз. Не напрягайтесь. Помните — ваши руки исцеляют.

Этот метод воздействия на речевые зоны является разновидностью массажа лица. Приготовьте несколько чистых чайных ложек. Обратите внимание на то, чтобы их поверхность была гладкой, во избежание травмирования нежной кожи ребенка. Повторяйте каждое движение 6-8 раз.

Логопедический массаж языка дома проводится с использованием шпателя, зубной щетки, либо руками в медицинских перчатках. Понадобится стерильная салфетка, чтобы убрать слюну. При болевых ощущениях у ребенка процедуру прекращают.

Перед проведением сеанса постарайтесь расслабить массирующими движениями воротниковую зону, шейные мышцы и челюсти, потому они непосредственно влияют на работу речевого аппарата.

Массаж пальчиков не имеет противопоказаний и возрастных ограничений. Его можно выполнять и детям до года. Он воздействует на нервные окончания пальцев рук и таким образом активизирует речевые зоны головного мозга. Массажеры, резиновые мячи с шипами усиливают эффект. Развивая мелкую моторику посредством массажа, вы способствуете развитию речи своего ребенка.

Самомассаж

Научите малыша движениям самомассажа. Выполняйте его вместе, играя. Он приведет в тонус мышцы лица и сделает лучистой улыбку.

Упражнения для самомассажа языка тоже просты и доступны.

Для проведения массажа зондами необходимо профессиональное обучение. Такой метод коррекции назначают детям после полугода. Во время манипуляций ребенку не должно быть больно. Курс длится 15-20 дней.

Надо отметить, что любая из вышеописанных техник дает реальные результаты:

  • исправляется звукопроизношение;
  • формируется правильное речевое дыхание;
  • становится сильным голос;
  • стабилизируется эмоциональное состояние.

Рекомендуется совмещать разные виды логомассажа для того, чтобы коррекция речи была успешной.

Логопедический массаж при дизартрии: зондовый, точечный и расслабляющий логомассаж, приемы, последовательность и программы массажа при дизартрии в Москве

Если вы дополните логопедический массаж артикуляционной гимнастикой и дыхательными упражнениями, изучением и проговариванием скороговорок, играми для крупной и мелкой моторики, чтением детской литературы, активным эмоциональным общением, то добьетесь впечатляющих результатов.

Выполняя массаж своему малышу дома, не забудьте о главном — о своем настроении. Тепло ваших рук, спокойные и уверенные движения, доброжелательная улыбка, любящий взгляд — это лучшие помощники в преодолении любого недуга!

Конечно, врачи произведут более эффективным образом этот массаж, поскольку у них есть образование и опыт. Но если есть желание, мать ребенка может обучиться основным техникам такого массажа и делать его самостоятельно.

Ребенок ложится на спину, под шею подкладывается маленькая подушка. Голову немного откидывают назад. Если есть возможность делать процедуру на кресле с откидной спинкой, то можно делать процедуру на нем. Маленьких детей стоит положить в коляску или кроватку. Детей, которые нервничают и плачут, лучше уложить к матери на руки.

За этим разминают большими пальцами шею нежными и успокаивающими движениями. Затем усиливают и приводят в действие мускулы губ с помощью особого массажа в течение пяти-шести секунд: надавливают подушками пальцев с циркулярными перемещениями в места около губ и массируют против часовой стрелки. Осуществляют массирование от центральной части к уголкам губ вверх и вниз.

При массирования языка от корня к кончику:

  1. Делают упражнения на активизирование продольных мышц.
  2. Делают укрепление мышц, энергичным образом надавливая на корневую систему, придвигаясь к концу, до шести раз в сутки.
  3. Совершают укрепление и стимулирование работы в поперечных мышцах при помощи поглаживания большим пальцем, зонда «Шарик». Если есть возможность это делать щеткой, то стоит осуществлять процедуру четыре-шесть раз дважды в сутки.
  4. Совершают процесс по укреплению мышц и увеличению движений для артикуляции при помощи того, что обкалывают края зондом «Игла» (один раз в сутки, в течение десяти сек.). Если есть предрасположенность ко сну при процедуре – обкалывать заканчивают.
  5. Делают процесс по уменьшению саливации массажем в языке сразу в нескольких точках.
  6. Происходит выполнение массирования без причинения дискомфортных ощущений малышу — шесть-десять секунд.
  7. Происходит укрепление мышц при помощи размятия пальчиками, которые обернуты в салфетку из марли.
  8. Делают тщательное разминание целиком шесть-восемь секунд, два раза в сутки. Разминание площади правым большим пальцем, пальчиками – снизу языка массирование втирающими движениями.

Далее происходит сжатие при помощи легких перетирок языка пальчиками, за этим выполняют повторение этой процедуры. Выполняют процесс по пощипыванию краев языка, потом по похлопыванию его шпателем (по десять-пятнадцать секунд). При этой процедуре у малыша на зубках внизу обязан быть валик из марли.

https://www.youtube.com/watch?v=hSpJ5rWfb9A

Рекомендуется выполнить ослабление мускул шеи, а также в местах, именуемых воротниковой областью и мускулами, двигающими челюсть внизу вплоть до исполнения сеанса (из методики Архипова логопедический массаж при дизартрии).

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Медицинский блог
Adblock detector