Содержание
- 1 Методы оксигенотерапии
- 2 Список обязательной литературы
- 3 1. Оксигенотерапия через носовую канюлю.
- 4 Дополнительная литература
- 5 Правила техники безопасности
- 6 План объяснения нового материала
- 7 Глоссарий
- 8 Оксигенотерапия показания
- 9 III. Окончание процедуры.
- 10 III. Организация и управление познавательной деятельностьюстудента: 235 мин.
Методы оксигенотерапии
На сегодняшний день существуют следующие способы введения кислорода в организм:
- Ингаляционный. Данный метод подразумевает использование кислородных масок, носовых катетеров, специальных трубок. Таким образом кислород поступает в организм пациента через дыхательные пути.
- Неингаляционный. Метод объединяет все остальные пути введения: энтеральный, внутривенный, подкожный и пр.
В ходе процедуры, как правило, используется не чистый кислород (он весьма токсичен), а газовые смеси, в которых его содержание может достигать 90%.
https://www.youtube.com/watch?v=ytdevru
В зависимости от используемых инструментов и приспособлений применяются разные техники выполнения оксигенотерапии. Алгоритм действий в любом случае включает в себя следующие мероприятия:
- Подготовка пациента и оборудования
- Подача кислорода, постоянный контроль за состоянием больного
- Уход за пациентом после процедуры
Врач отвечает за качественное проведение оксигенотерапии. Алгоритм выполнения должен быть соблюдён, т.к. игнорирование подготовительного и/или завершающего этапа может негативно сказаться на здоровье пациента.
Наиболее распространённым ингаляционным путём введения является носовой катетер. Следующие по популярности способы – через кислородную маску и с помощью кислородной подушки.
Алгоритм выполнения оксигенотерапии через носовой катетер:
- Пациент принимает удобную позу.
- Врач проверяет исправность оборудования, т.к. утечка кислорода может создать пожароопасную ситуацию.
- Стерилизованный и смазанный вазелином катетер вводится так, чтобы он визуализировался в зёве. Наружный его конец закрепляется на щеке и виске пациента.
- Осуществляется пальпация катетера с целью проверки правильности его установки.
- Запускается подача кислорода.
- По мере необходимости производится замена катетера (с чередованием ноздрей).
- Врач наблюдает за пациентом после процедуры и оказывает помощь при ухудшении его состояния.
Алгоритм выполнения оксигенотерапии через кислородную маску:
- Маска подсоединяется к оборудованию, проверяется герметичность.
- Прибор включается.
- Маска накладывается на лицо пациента и закрепляется фиксаторами на затылке.
- Проверяется степень прилегания к коже пациента.
- Она соединяется с баллоном.
- После наполнения подушки кислородом их сообщение прерывается, на её кран надевается мундштук.
- После его расположения в 5 см от рта пациента открывается кран подушки.
- Когда в ней заканчивается кислород, её наполняют вновь.
- Пациент располагается в ней.
- В барокамере он может принимать любую удобную позу и даже спать во время сеанса.
- Запускается процесс подачи кислорода, имеющего повышенное давление.
- Пациент укладывается на кушетку.
- С помощью капельницы через вену в организм поступает физраствор, обогащённый смесью озона и перекиси водорода.
Данный способ чаще всего применяется в качестве лечения и профилактики большинства существующих заболеваний. Он показан даже беременным женщинам с целью предотвращения появления гипоксии у плода.
Методический
материал рассчитан на 2-ой уровень
усвоения.
Входной контроль
проводиться в виде устного опроса для
выявления уровня усвоения знаний
студентами при самостоятельной
подготовке. При объяснении нового
материала это поможет преподавателю
обратить внимание на недочеты, указать
пути их устранения.
Объясняя новый
материал, преподаватель обращает
внимание студентов на этико-деонтологические
аспекты при работе с пациентами, знакомит
студентов с механизмом действия
простейших физиотерапевтических
процедур, демонстрирует наглядные
пособия и технику заполнения пузыря
льдом, технику постановки медицинских
банок, с правилами техники безопасности
при работе с кислородным баллоном, со
способами подачи кислорода .
Преподаватель
демонстрирует уход за пациентами во
время проведения простейших
физиотерапевтических процедур и оказание
помощи в случаи необходимости.
Преподаватель проводит со студентами
деловые игры и решает ситуационные
задачи, что позволяет студентам лучше
усвоить новый материал по теме.
1.
Оксигенотерапия через носовую канюлю.
2.
Оксигенотерапия через носовой катер.
3.
Техника постановки горчичников.
4.
Техника постановки банок.
5.
Техника
применения грелки.
6.
Техника применения пузыря со льдом.
7.
Техника постановки согревающего
компресса.
8.
Техника постановки холодного компресса.
Список обязательной литературы
1. С.А.Мухина,
И.И.Тарновская. «Теоретические основы
сестринского
дела». Москва 2002г.
2. Г.А. Евангулова,
Л.П. Склярова. Пособие для студентов по
сестринскому делу Калининградского
медицинского колледжа. Калининград
2005г.
3.Т.П. Обуховец,
Т.А. Склярова, О.В. Чернова. «Основы
сестринского ухода». Ростов-на-Дону
2008г.
4. Н.С. Колачевская,
И.Г. Манакова, Л.П. Склярова «Сборник
манипуляций и технологий по основам
сестринского дела». Пособие для студентов
по сестринскому делу. Калининградский
медицинский колледж 2005г.
3.Т.П. Обуховец,
Т.А. Склярова, О.В. Чернова. «Основы
сестринского ухода». Ростов-на-Дону
2000г.
1. Оксигенотерапия через носовую канюлю.
Оснащение:
носовая канюля, трубка для подачи
кислорода, емкость со стерильной
дистиллированной водой, источник
кислорода с расходомером, фиксатор
канюли, стерильный глицерин.
Этапы | Обоснование |
Подготовка | |
1. | Гипоксия |
2. | Пациент |
3. | Обеспечивается |
Выполнение | |
1. | Ток |
2. С | Если |
3. | Исключается |
4. | Пациент |
5. | Обеспечивается |
6. | Обеспечивается |
7. | Исключаются |
8. | Оксигенотерапия |
9. | Обеспечивается |
Завершение | |
1. | Подтверждение |
2. | Документация |
3. | Обеспечивается |
Дополнительная литература
1. Сестринское дело
в терапии. Практикум. Ростов-на-Дону.
«Феникс» 2007г.
https://www.youtube.com/watch?v=https:accounts.google.comServiceLogin
ТЕМА:«Применение
пузыря со льдом, применение медицинских
банок, подача кислорода».
Время проведения
– 6академических
часов
Оснащение:
-
Перчатки.
-
Полотенце.
-
Пеленки.
-
Дезинфицирующий
раствор. -
Часы.
-
Лоток для
отработанного материала. -
Температурный
лист или лист сестринского наблюдения,
ручка, бумага. -
Салфетки.
-
Пузырь для льда.
-
Мелко наколотый
лед. -
Вода 10-12°С.
-
Лоток.
-
Спирт 700.
-
Термометр для
измерения температуры воды. -
Ножницы.
-
Штатив-стойка.
-
Вода.
-
Медицинские банки
/2 комплекта/. -
Вазелин.
43. Корнцанг или
длинный зажим для фитиля.
44. Слабый (3%)
раствор марганцовки.
45. Спички.
46. Аппарат
Боброва.
-
Одноразовая
носовая канюля с трубкой для подачи О2
увлажнитель.
48 Стерильная
дистиллированная вода.
49. Носовой
катетер.
50. Фиксатор
канюли.
https://www.youtube.com/watch?v=upload
Демонстрационный
материал:
Пузырь со льдом, медицинские банки,
аппарат Боброва, часы (секундомер),
температурный лист или лист сестринского
наблюдения, ручка, бумага, одноразовая
носовая канюля с трубкой для подачи О2,
увлажнитель, стерильная дистиллированная
вода, источник кислорода с расходомером,
фиксатор канюли.
Правила техники безопасности
1. При подаче пузыря
со льдом пациенту оберните его полотенцем.
– волосы медсестры
должны быть заправлены под медицинскую
шапочку;
– голову пациента
повернуть набок, волосы закрыть
полотенцем;
– горящий фитиль
держите подальше от глаз своих и от
пациента.
3. При постановке
банок используйте только спирт /эфир и
другие горючие вещества использовать
запрещено/.
4. Для приготовления
фитиля используйте только корнцанг или
длинный зажим.
5. Строго выдерживайте
время постановки банок во избежание
осложнений.
6. При подачи
кислорода нельзя допускать попадание
масла на штуцер баллона.
7. Запрещается
эксплуатация баллонов, у которых истек
срок технического освидетельствования,
имеются повреждения корпуса или вентиля,
окраска и надпись не соответствуют
правилам.
1.
Техника постановки очистительной
клизмы.
2.
Техника постановки масляной клизмы.
https://www.youtube.com/watch?v=ytcreatorsru
3.
Техника постановки гипертонической
клизмы.
4.
Техника постановки газоотводной трубки.
5.
Техника постановки сифонной клизмы.
Показания:
подготовка пациента к рентгенологическому
исследованию органов пищеварения,
мочевыделения и органов малого таза;
подготовка пациента к эндоскопическому
исследованию толстой кишки; при запорах;
перед постановкой лекарственной и
питательной клизмы; подготовка к
операции, родам;
Противопоказания:
кровотечения из пищеварительного
тракта; острые воспалительные и язвенные
процессы в области толстой кишки и
заднего прохода; злокачественные
новообразования прямой кишки; первые
дни после операции на органах
пищеварительного тракта; трещины в
области заднего прохода; выпадение
прямой кишки; наличие у пациента массивных
отеков (относительное противопоказание);
Оснащение:
стерильные:
лоток, стерильный клизменный наконечник
(в упаковке), салфетки; кружка Эсмарха,
штатив, клеенка, емкость с водой в
количестве 1,5-2 литра, водяной термометр,
глицерин или вазелиновое масло, салфетки,
шпатель для смазывания наконечника
вазелином, судно, туалетная бумага,
ёмкость-контейнер с дезинфицирующим
средством, штатив, непромокаемый мешок
для белья, ширма, если процедура
выполняется в многоместной палате;
спецодежда: стерильные перчатки,
медицинский халат, клеенчатый фартук;
Обязательные
условия:
температура воды, введенной в кишечник,
должна соответствовать следующим
показателям водного термометра:
-
при
атоническом запоре – 12-200С; -
при
спастическом запоре – 37- 420С; -
в
остальных случаях – 20-250С
Этапы | Обоснования |
Подготовка | |
1. | Обеспечение |
2. | Обеспечивается |
3. | Обеспечение |
4. | Количество |
5. | Создается |
6. | |
7. 8. | Предупреждение Облегчение |
9. | Создание |
10. Примечание: | Учет |
Выполнение | |
1. | Учет |
2. | Вода |
3. | Уменьшаются Улучшается |
Примечание: | Отверстие |
Завершение | |
1. | |
2. | Время, |
3. | Исключается |
4. | Оценка |
5. | Помощь |
6. | Обеспечение |
7. | Обеспечение |
8. | Соблюдение |
9. | Обеспечивается |
Оснащение:
стерильные салфетки – 4 шт.; спирт
этиловый 70 %; маленький ершик; мыльный
раствор; зеркало, антисептический
раствор.
Этапы | Обоснование |
Подготовка | |
1. | Обусловливается |
2. | Соблюдение |
Выполнение | |
1. | Необходимое |
2. | |
3. | Необходимое |
4. | |
5. | Профилактика |
6. | |
7. | Выполнение |
8. | Сохранение |
Завершение | |
1. | Необходимое |
2. | |
3. | |
Примечание: |
План объяснения нового материала
1. Простейшие методы
физиотерапевтических процедур.
2. Постановка
горчичников, показания и противопоказания
к их применению.
https://www.youtube.com/watch?v=ytpressru
3. Приготовление
и применение грелки. Цель использования.
Показания, противопоказания.
4. Приготовление
и применение холодного, горячего,
согревающего, лекарственного компрессов.
Абсцесс | – ограничением |
Анемия | – |
Аппендицит | – отростка |
Атеросклероз | – |
Бальнеотерапия | – |
Бронхит | – |
Герметичность | – |
Инфаркт | – |
Инфильтрат | – неправильного |
Колика | – |
Коллапс | – |
Криз | – |
Метаболизм | – |
Некроз | – |
Невралгия | – |
Новообразования | – |
Плеврит | – |
Пневмония | – |
Припарка | – льняного |
Тромбофлебит | – |
Тромбоз | – |
Холецистит | – |
Спазм | – |
Стенокардия | – |
Постинъекционный | – |
Глоссарий
САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА СТУДЕНТА
1. Ответы на вопросы.
– демонстрируют
технику постановки горчичников на
фантоме или друг
на друге;
– демонстрируют
технику заполнения грелки;
– демонстрируют
технику постановки согревающего
компресса
на фантоме или
друг на друге;
– решают возможные
проблемы пациента.
https://www.youtube.com/watch?v=ytcopyrightru
3. Решение ситуационных
задач.
4. Решение тестов.
5. Заполнение
документации.
Манипуляции по
теме
1. Техника применения
горчичников.
2. Техника применения
грелки.
3. Постановка
согревающего компресса.
Зачетная
манипуляция
1. Техника применения
грелки.
2. Постановка
согревающего компресса.
ВОПРОСЫ ДЛЯ ФРОНТАЛЬНОГО ОПРОСА
1. Что такое
физиотерапия?
2. Перечислить
простейшие методы физиотерапии.
https://www.youtube.com/watch?v=ytpolicyandsafetyru
3. Как вы понимаете
«Меры воздействия на органы кровообращения».
4. Что представляют
собой горчичники и их хранение.
5. Показания к
применению горчичников.
6. Назовите
противопоказания к применению горчичников.
7. Назовите места
постановки горчичников.
8. Назовите механизм
действия горчичников.
9. Возможные
осложнения при применении горчичников.
Помощь.
10. Механизм действия
при применении грелки.
https://www.youtube.com/watch?v=ytaboutru
11. Назовите показания
к применению грелки.
12. Назовите
противопоказания к применению грелки.
13. Что собой
представляет компресс.
14. Виды компрессов.
15. Показания к
применению холодного компресса.
-
Показания к
применению горячего компресса.
17. Показания к
применению полуспиртового компресса.
18. Противопоказания
к применению согревающего компресса.
19. Назовите
функциональное назначение каждого слоя
согревающего компресса.
20. Осложнения после
применения согревающего компресса.
ЭТАЛОНЫ ОТВЕТОВ
1. Физиотерапия –
область медицины, изучающая лечебные
свойства физических факторов и методы
их применения.
1/ водолечение
2/ горчичники;
3/ банки;
4/ грелки;
5/ пузырь со
льдом;
6/компрессы;
7/ кровопускание;
8/ пиявки
/гирудотерапия/.
3. При применении
холода, тепла, механических раздражителей
возникают
изменения в
органах и тканях, расположенных глубже
раздражаемых участков кожи. Это приводит
к изменению сосудистого тонуса, изменению
интенсивности
кровообращения, обменных процессов.
4. Горчичники
представляют собой листки плотной
бумаги размером приблизительно 8 х 12,5
см, покрытые тонким слоем порошка
обезжиренных семян горчицы. На каждом
десятом горчичнике указан срок годности
всей партии. Хранить их следует в сухом
темном месте. При неправильном хранении
горчица теряет свои свойства.
– заболевание
бронхолегочной системы /бронхиты,
пневмонии/.
– заболевания
нервных стволов /невралгии, невриты/;
– заболевания мышц
/миозиты/
– высокое АД
/гипертонический криз/
– боли в области
сердца /стенокардия/
– злокачественные
новообразования;
– активная форма
туберкулеза легких;
– кровохарканье,
легочное кровотечение;
– заболевания и
повышенная чувствительность кожи;
– бессознательное
состояние пациента;
– высокая лихорадка;
– туберкулез легких;
– болезни крови;
– бронхиальная
астма;
– поврежденная
кожа в месте постановки горчичников;
– повышенная
чувствительность к горчице.
– надлопаточная,
межлопаточная область грудной клетки.
– боковые поверхности
грудной клетки.
– область поясницы,
область нервных стволов.
– область мышц,
– область затылка,
– область сердца.
эфирное горчичное
масло входит в состав горчицы и выделяется
из нее при
температуре 40 –
450С.
Оказывает раздражающее действие на
кожу. Эфирное горчичное масло расширяет
сосуды, усиливает приток крови и
лимфоприток к соответствующему участку
кожи и более глубоко расположенным
тканям и органам и обладают болеутоляющим
и отвлекающим свойством.
При длительном
воздействии горчичников возможен ожог
кожи с образованием пузырей.
– необходимо
прижечь место ожога крепким раствором
марганцовки.
– доложить врачу.
– грелка /сухое
тепло/ вызывает рефлекторное расслабление
гладкой
мускулатуры;
– усиливает
кровенаполнение внутренних органов;
– оказывает
болеутоляющее и рассасывающее действие.
– хронические
боли в животе – по назначению врача;
– воспалительные
инфильтраты;
– для местного
согревания участков тела пациента;
– острые боли в
пояснице /колика/;
– неврологические
заболевания /радикулит/;
– I
и III
периоды лихорадки;
– дуоденальное
зондирование;
– гипертонический
криз;
– после введения
масляных растворов в/м, п/к.;
– для рассасывания
гематом со вторых суток после ушиба.
– острые
воспалительные процессы в брюшной
полости /аппендицит,
холецистит,
панкреатит, перитонит/;
– первые сутки
после ушиба /травмы/;
– повреждение
кожных покровов;
– кровотечение;
– инфицированная
рана;
– бессознательное
состояние пациента.
13. Компресс – это
лечебная многослойная повязка.
14. Компрессы бывают
сухие и влажные, общие и местные. Влажные
компрессы могут быть холодными, горячими,
согревающими, лекарственными.
– в первые часы при
ушибах;
– при носовом
кровотечении;
– во II-ом
периоде лихорадки.
16. Показания
– спазм сосудов;
– ушибы (2-е сутки
после травмы).
– местные
воспалительные процессы на коже,
подкожной клетчатке;
– воспалительные
процессы в суставах, в лимфатических
узлах;
– воспаление
среднего уха;
– ушибы, травмы
через сутки;
– постинъекционные
инфильтраты.
– при злокачественных
новообразованиях;
– высокой лихорадке;
– гнойничковых и
аллергических высыпаниях на коже;
– при нарушении
целостности кожи;
-гнойный средний
отит;
– воспаление
сосцевидного отростка;
– гнойные процессы
наружного уха.
1-ый – внутренний
(влажный) – действующий;
2-ой – компрессная
бумага – изолирующий;
3-ий – вата –
согревающий;
4-ый – бинт –
фиксирующий.
20. Если кожу не
протирать насухо, могут быть мацерации
/кожа ярко гиперемирована, мокнет и
может присоединиться инфекция/. Осложнения
после спиртового компресса – ожоги
/при неправильном разведении спирта/.
Теоретический
материал
Оксигенотерапия показания
1.
Обучение пациента ингаляции лекарственного
средства через рот.
2.
Обучение пациента ингаляции лекарственного
средства через нос.
3.
Техника закапывания сосудосуживающих
капель в нос.
4.Техника
закапывания масляных капель в нос
5.
Закапывание капель в уши.
6.
Закапывание капель в глаза.
7.
Закладывание мази за нижнее веко из
тюбика.
8.
Введение пациенту суппозитория со
слабительным средством.
9.
Применение присыпки.
10.
Втирание мази.
11.
Нанесение мази на кожу.
12.
Подготовка шприца одноразового применения
к использованию.
Оксигенотерапия появилась около 200-т лет назад, и считается одним из способов повышения оксигенации крови. Частично повышается и содержание кислорода в тканях человеческого организма.
Показаниями к процедуре оксигенотерапии являются:
- адаптация людей к условиям, имеющимся на высоте от 4000 м над уровнем моря
- гипоксия, возникшая вследствие развития заболеваний сердечно-сосудистой и дыхательной систем
- реабилитация после химиотерапии
- кислородное голодание, появившееся из-за острого отравления окисью углерода
- метеоризм, возникший после хирургических манипуляций на кишечнике
- профилактика гипоксии у лиц, проживающих в густонаселённых регионах.
Выполнение процедуры запрещено при наличии у пациента гиповентиляции и гиперкапнии. Данные состояния развиваются вследствие нарушений в работе лёгких, за счёт чего показатель углекислого газа в крови стремительно возрастает. Если в данной ситуации применить оксигенотерапию, может развиться отёк мозга, что увеличивает вероятность летального исхода. Часто пациенты путают ощущение насыщения кислородом с кислородным голоданием. Поэтому процедуры надо проводить под контролем специалистов.
III. Окончание процедуры.
-
Осушить кожу
пациента чистой сухой пеленкой
(полотенцем). -
Использованные
пеленки поместить в емкость с дезраствором. -
Снять перчатки
и поместить их в дез. р-р. -
Вымыть и осушить
руки. -
Сделать отметку
о выполненной процедуре в медицинской
документации.
Продолжительность
всей процедуры от 5 до 60 минут.
Горячий компресс
Горячий компресс
и припарки вызывают интенсивное местное
усиление кровообращения. Они оказывают
отчетливое рассасывающее и болеутоляющее
действие. Для постановки горячего
компресса сложенную в несколько слоев
ткань /салфетку/ нужно смочить в горячей
/60 – 700С/
воде, быстро отжать и приложить к
поверхности тела.
Показания
-
Спазм сосудов.
-
Воспалительные
процессы. -
Ушибы (2-е сутки
после травмы).
Противопоказания.
Нельзя применять
горячие компрессы:
-
При гипертермии
(2-ой период лихорадки). -
Аллергические и
гнойные высыпания на коже. -
Нарушение
целостности кожных покровов.
Для постановки
горячего компресса необходимо приготовить:
марлю, сложенную в 8 слоев, емкость с
водой t 60 –700С,
перчатки, водный термометр, клеенку,
вату, бинт, салфетку (полотенце), емкость
с дез. раствором.
III. Организация и управление познавательной деятельностьюстудента: 235 мин.
– опрос
студентов
а) заполнение
и подача пузыря со льдом;
б) техника
постановки банок;
в) подача
кислорода через аппарат Боброва.
– работа с
раздаточным материалом / алгоритмы
манипуляций/;
– контроль знаний
студентов /претест/;
– отработка
студентами техники манипуляций под
контролем
преподавателя: студенты демонстрируют
технику
заполнения и постановки пузыря со льдом
на фантоме,
демонстрируют
технику постановки банок на фантоме,
подачу
кислорода через аппарат Боброва (на
фантоме),
решают
возможные проблемы пациента;
– вопросы для
углубления знаний;
– посттесты;
– решение ситуационных
задач;
https://www.youtube.com/watch?v=ytadvertiseru
– решение возможных
проблем пациента.