Эпилепсия » Медицинский журнал “Верный диагноз”

Нарушение памяти при эпилепсии

Что такое память.

Нарушение памяти при эпилепсии: виды, причины, статистика, прогноз.

https://www.youtube.com/watch?v=ytaboutru

У пациентов с эпилепсией нередко встречается нарушение памяти. Жалобы звучат такие: «Что-то с памятью моей стало…» или «Ребенок не может запомнить таблицу умножения, у него плохая память. У нас даже кошка лучше знает эту таблицу умножения!»

Снижение памяти особенно характерно для некоторых форм эпилепсии: фокальной лобной или височной эпилепсии.

Нарушения интеллекта могут определяться органическим поражением головного мозга, лежащим в основе эпилепсии.

1.  Органическое поражение головного мозга

  1. Очаговые и диффузные нарушения.
  2. Перестройка и дезорганизация коры мозга.
  3. Дисфункции, ведущие к общим изменениям психики и личности.

2. Ранний возраст дебюта болезни, нарушающий развитие незрелой психики.

3. Стрессовые факторы, вследствие эпилептических приступов, вызывающие депрессию, тревожность.

4. Действие противоэпилептических препаратов, угнетающее нервную систему.

Другим вариантом нарушения памяти  у пациентов с эпилепсией являются частые эпилептические разряды в коре головного мозга.

Доброкачественные эпилептиформные разряды детства(ДЭРД) – это врожденная особенность мозга, склонность к эпилепсии. Эти изменения на ЭЭГ встречаются в детском возрасте. Клинические проявления зависят от количества такой эпиактивности, степени нарастания ДЭРД по ЭЭГ, локализации в участках коры головного мозга, а также от индивидуальных особенностей течения заболевания.

Если эпиактивность на ЭЭГ выявляется в большом количестве, то есть когда индекс эпилептической активности достигает 60-80 % в эпохе записи, то может наблюдаться утрата когнитивной функции у ребенка. Эпилептический регресс или эпилептическая дезинтеграция проявляется утратой психических функций: нарушение речи, нарушения внимания, нарушение памяти, нарушение способности к обучению, нарушение поведения в виде гиперактивного, агрессивного или неуправляемого поведения. В основе нарушения памяти у пациентов с этой формой эпилепсии лежит продолженная эпилептическая активность.

Когнитивнуюэпилептиформную дезинтеграцию выделяют в особую форму эпилепсии. Количество приступов при эпилептиформной дезинтеграции может быть немного (в среднем 2 – 6 за весь период болезни) или вовсе отсутствовать. Но в результате повреждающего действия продолженной эпилептиформной активности в фоне и больше во сне происходит утрата (или недоразвитие) когнитивных  и поведенческих нарушений.

Нарушение памяти может быть обусловлено приёмом антиэпилептических препаратов. Этим нежелательным побочным эффектом отличаются старые противоэпилептические препараты. Принимая во внимание этот факт, эпилептологи избегают назначать старые АЭП, а используют новые противоэпилептические препараты.

Например, около 10 лет назад можно было встретить такое назначение у пациента с эпилепсией: фенобарбитал плюс бензонал плюс 1 таблетка седуксена на ночь. Такой пациент с эпилепсией выглядел как «зомби»: вялый, загруженный, заторможенный. Сейчас такую схему лечения не назначаем. Максимально стремимся сохранить психическую активность.

https://www.youtube.com/watch?v=upload

Действие противоэпилептических препаратов приводит к угнетению центральной нервной системы. Отмечается замедленность нервных процессов, снижение работоспособности, утомляемость, сонливость, вялость. Снижение активности мозга приводит к нарушению произвольного внимания, снижению памяти. При снижении дозы или отмене препаратов память может восстановиться.

Чтобы определить степень выраженности нарушений памяти, следует провести психологическое тестирование. При исследовании у психолога, часто выявляется лишь легкое снижение памяти. Жалобы на плохую память у пациентов с эпилепсией носят часто связано с повышенной тревожностью, связанной с ожиданиями от болезни эпилепсия.

Причины нарушения памяти при тяжелых формах эпилепсии:

  1. Органическое поражение мозга.
  • Фокальные и диффузные нарушения.
  • Перестройка и дезорганизация коры мозга.
  • Дисфункции, ведущие к общим изменениям психики и личности.

3. Стрессовые факторы, вследствие эпилептических приступов и вызывающие депрессию, тревожность.

Влияние расположения очага при эпилепсии на память

При расположении очага эпилептической активности в левом или правом полушарии наблюдается разная структура нарушений памяти.

В случае локализации очага в левом полушарии выражены: снижение слухоречевой памяти; сужение объема воспроизведения, торможение и частые замены.

При правополушарном очаге эпиактивности свойственны недостаточность вербально — мнестической функции; дефекты воспроизведения, торможение.

Статистика нарушения памяти при эпилепсии

https://www.youtube.com/watch?v=ytpressru

В 65% случаев с дебютом эпилепсии до 6 месяцев наблюдаются интеллектуальные нарушения.

В 49% случаев — в возрасте от 6 месяцев до 2 лет.

В 34% — от 2 до 4 лет.

В 12% — от 7 до 15 лет.

Как сказывается нарушение памяти при эпилепсии на обучении в школе

Читайте статью: Школа при эпилепсии.

У людей с эпилепсией нарушения интеллектуальных функций  проявляются и в виде снижения памяти, а это приводит к снижению школьной успеваемости.

В тяжелых случаях развивается эпилептическая деменция, тогда ребенок не поддается обучению.

Дети с эпилепсией, при сохранном интеллекте, могут обучаться по основной программе общеобразовательной школы.

https://www.youtube.com/watch?v=https:accounts.google.comServiceLogin

При частых приступах, выраженных поведенческих нарушениях или при явном снижении интеллекта целесообразно индивидуальное обучение на домуили обучение в специальных школах по коррекционной программе.

У пациентов нередко наблюдаются особенности  Мышления при эпилепсии.

Особенности характера детей с эпилепсией— чрезмерную аккуратность, педантизм, склонность к стереотипии и настойчивость в процессе обучения направляем в нужное русло.

Для этого процесс обучения должен быть стабильнее, меньше разнообразия по содержанию и оформлению. В связи со снижением абстрактного мышления, предпочтение отдаем подаче материала в наглядной форме.

https://www.youtube.com/watch?v=ytcreatorsru

Требуется коррекция таких отрицательных черт, как злобность, агрессивность, жадность, негативизм, упрямство, нежелание работать и учиться. Благодаря внимательному, доброжелательному, ласковому, спокойному отношению можно достичь хороших результатов в воспитании.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Медицинский блог
Adblock detector